понедельник, 13 сентября 2010 г.

Война глазами одной девочки

Я люблю слушать истории, рассказанные моей бабушкой, Сандуляк Алевтиной Александровной. Она прожила долгую жизнь. Ей уже восемьдесят лет. Она работала на заводе железобетонных изделий, а сейчас  -  на пенсии.  У неё  свой дом, хозяйство. Бабушка вырастила троих детей и очень любит своих внуков.
Однажды мы сидели дома тихим вечером, и она вспоминала о своем  военном детстве. Её рассказ так поразил меня, что я помню каждое слово и сегодня:
«Я жила в большой семье: отец – Александр Васильевич, до войны работал прорабом на стройке, мама  Анна Васильевна – домохозяйка, были ещё сестры Нина и Тамара, и брат Вадим.
Первый день войны помню очень отчетливо. Мы гуляли, веселились. Когда пришли домой, увидели, что мама плачет  - началась война.
Я училась в школе № 3. В ее строительстве принимал участие мой отец, и все напоминало мне здесь о нем.  Во время войны школу приспособили под госпиталь(у нас в городе их несколько было), но учиться надо всегда, даже в войну, и нас переселили.  Учились мы теперь в двухэтажной, очень старой , школе рядом с церковью. Школа была деревянная, всего  три кабинета: на первом этаже – два класса, на втором – учительская, и ребята в классах  - самого разного возраста. Было шумно и весело.
После занятий  с классным руководителем ходили в госпиталь, где пели песни и читали стихи для раненых, чтобы хоть что-то сделать для нашей Победы, все хотели помогать стране и армии.
Был страшный голод. Хлеб выдавали в магазинах по карточкам  - из расчета четыреста граммов на человека. Ели картошку, щи, соленые огурцы и капусту, пшеничную кашу и кисель.
Война и до нашего Заволжска докатывалась. Было несколько военных тревог. По радио объявляли: «Ярославль. Воздушная тревога!» Вдалеке на небе  показывались маленькие огоньки -  вспышки от взрывов. Было очень страшно.
Жилось трудно. Чтобы прокормить семью, маме приходилось ездить в другой город на пароходе и менять вещи на продукты. Это было очень рискованно: могли ограбить бандиты, могла арестовать милиция. Во время одной такой поездки стали бомбить Волгу, но в пароход, на котором она ехала, не попали, а вот другой  разбомбили.Мама вернулась еле живая.
Отец прослужил два года. Каждое письмо от него было счастьем! Все читали и ждали его приезда домой. Однажды он прислал письмо о том, что будет тяжелый бой. Больше писем не было. Соседям приносили извещения о погибших и пропавших без вести родственниках, нам же не было никаких вестей. Это нам давало надежду на то, что он жив и вернется домой. Уже после войны мама посылала запрос через военкомат, на который нам ответили: «Пропал без вести». Так до сих пор ничего о нём и неизвестно.
Детство кончилось как-то быстро и сразу. Приходилось много работать: убираться в доме, заниматься огородом, ухаживать за коровой, курами и гусями, готовить, топить печку. Всему научились, все повзрослели…»
Я сидела рядом,  внимательно слушала её рассказ и думала:
- Какая же великая моя страна, какая сильная и непобедимая, если все люди, даже дети, в трудные времена, отчаянно старались победить врага, выстоять, сделать все, даже невозможное, для победы!
И ещё размышляла: «А я? Мои ровесники так смогли бы?!...»
     

                                                                                                    Наталья Пучкова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий